Моско́вские центра́льные диа́метры (МЦД) — система линий внеуличного пассажирского железнодорожного транспорта Московской агломерации, созданная на базе существующей инфраструктуры Московского железнодорожного узла[5][6][7]. В средствах массовой информации и пиар-кампании проект также массово[8][9] называют «наземным метро»[10][11][12] (а городские СМИ — и напрямую Московским метрополитеном[13]), хотя по совокупности характеристик и техническому оснащению он им не является — МЦД связаны с метрополитеном лишь единой системой оплаты проезда[14][15] (но также можно купить и отдельный билет[16]), соответствуя системам городской электрички, таким как, например, берлинская система S-Bahn[15][17] или парижская RER[17]. Связывает между собой Москву и подмосковные города: Лобню, Долгопрудный, Одинцово, Красногорск, Подольск, Зеленоград, Химки, Люберцы, Раменское, Балашиху и Апрелевку. Первые два диаметра общей протяжённостью 132 км с 60 станциями в графике смешанного движения открыты 21 ноября 2019 года[1]. Открытие третьего диаметра состоялось 17 августа 2023 года[18], четвёртого — 9 сентября 2023 года. Обслуживанием части диаметров занимается АО «Центральная пригородная пассажирская компания»[19][20], остальными проектируемыми диаметрами занимается РЖД.
Корректность названия проекта и его функционирование подвергаются сомнению➤.
Ещё до революции 1917 года (в начале XX века) инженер-путеец Александр Шмидт предложил связать ряд станций в Москве особыми поездами — по сути, это был прообраз так называемой городской электрички. Однако тогда доминировали идеи развития трамвайной сети, в перспективе планировалось создание метрополитена. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война также отсрочила воплощение подобного проекта[21].
К идее внедрения таких поездов в Москве, также называвшихся в то время поездами глубокого ввода, вернулись в 1933 году. Анализ показал, что большинство пассажиров добиралось в центр Москвы другим транспортом или даже пешком. Одновременно шли работы по созданию линий метро, однако эти две системы должны были стать независимыми. При этом метрополитен должен был перевозить пассажиров внутри города, а поезда глубокого ввода предназначались также для пригородных перевозок. Генеральный проект подготовил выдающийся инженер Николай Чугайкин (документ утверждён 9 января 1934 года). В период с 9 по 16 января проект трассы Николая Чугайкина был представлен на коллегиях Народного комиссариата путей сообщения СССР, Наркомата тяжёлой промышленности и «Метростроя», везде получив высокие оценки[21].
Первый маршрут глубокого ввода планировалось сделать сквозным (через Москву с северо-востока на юго-запад). На линии были предусмотрены пересадки на другие виды общественного транспорта. На пересадочных узлах предполагалось открыть рынки выходного дня и биржи труда, куда могли бы приезжать торговцы и работники сдельной оплаты. В «Метрострое» внесли предложение и о соединении этих маршрутов с метро посредством специальных пассажирских узлов. Эта корректива была включена в планы НКПС позднее; между метростроевцами и железнодорожниками на каком-то этапе возник конфликт (последних обвиняли в нежелании уступить позиции метрополитену)[21].
Адрес: Московская область, Химки, проезд Транспортный
ЖК «Две столицы» получил 0 отзывов со средней оценкой из 5
Объекты принадлежащие комплексу